Роман Денисов - известный профессиональный фотограф с 40-летним опытом, лауреат премии World Press Photo и многих других наград,
отвечает на вопросы посетителей Superski.ru
- Подскажите, пожалуйста, а как быть с темными кадрами, сделанными в
сумрачную зимнюю погоду? Если просто высветлять их - получается дурно, а
выбрасывать некоторые снимки жалко. Как вообще снимать видовые кадры в
условиях плохой освещенности, например, когда облачно и рассеянный свет?
- С кадрами, скажем так, переэкспонированными ,сложно работать.
Выправить можно все, но как правило кадр теряет свою привлекательность и
прежде всего становится очень контрастным. Плохие снимки никогда не надо
жалеть, иначе жалея себя любимого, будете всегда сохранять много всякого
хлама и учеба пойдет не впрок. Просто необходимо научиться наступать на
свои привязанности и амбиции, а также не ностальгировать по ушедшим
моментам. Если есть возможность караулить свет, время дня, состояние погоды
и вообще настроение - значит надо проявить терпение. Зато какое затем
наступит удовлетворение от своего труда! И будет не стыдно показать
зрителям, друзьям и всем, кому захочется. К слову ,о показе зрителю. Не
советую до завершения съемочного и лабораторного процессов показывать свою
работу кому-либо, кроме тех и того, кому Вы искренне доверяете во вкусе,
культуре и эстетике Фотографии. С большой буквы - потому что терпеть не могу
современного жаргона, обзывающего кропотливый труда фотографа фотками и
тому подобной чушью.
В условиях плохой освещенности следует манипулировать
светочувствительностью материала. А если на цифре, то перепробовать
различную экспозицию, если не хватает опыта определить коррекцию и другие
параметры, которые фотограф замечает исходя из опыта и времени работы с
цифрой.
Рассеяный свет - это всегда головная боль для фотографов. Остается только
использовать его для каких-либо художественных приемов. P.S. Ваши
вопрросы подают надежду в том, что совсем скоро Вы добьетесь определенных
результатов. Успеха и самоотверженности в работе над кадром.
- Какую камеру (любительскую-полупрофессиональную) лучше выбирать в
диапазоне до 600 долларов? На какие критерии обращать внимание в первую
очередь? Что крайне важно для съемки в горах (из опций камеры), чем можно
пожертвовать?
- :ертвовать можно только деньгами, да и то , только тогда, когда есть
конкретная цель и задачи, которые Вы перед собой ставите.
Для цифровой камеры не принципиально, где съемка -
съемка в горах или в небе. А вот чтобы снимать на пленку в
высокогорье, нужно приложить умение и знать некоторые технические
заморочки. Съемка на цифру это тоже, что съемка на диапозитив. Малейшее
непопадание в экспозицию, и кадр не выдерживает критики. Но цифра позволяет
учиться, не дожидаясь приезда домой. Фильтры в цифре не нужны, они только
исказят цвет, а в пленке существует весьма много теорий по поводу съемки в
горах. И главная причине неудачи - наличие ультрафиолета. Разная пленка
реагирует по-разному. Поэтому если снимать на пленку в горах, необходимо
пользоваться одним и тем же материалом. Это главное. А в остальном -
экперимент и коррекция, исходя из наработанного опыта.
- Роман Иванович, поделитесь своим опытом: сколько флэшек и какого объема
лучше возить с собой? У меня есть одна на 2 Мб, но боюсь на 2 недели этого
недостаточно, мы довольно много привозим снимков. И еще - если я не
собираюсь печатать фотографии в пол-стены, можно ли уменьшить разрешение с
2816х2122 до 2048х1536 без каких-либо серьезных потерь в качестве?
- Разумеется, нужно иметь хотя бы две флэш-карты. А вообще-то, лучше
купить накопитель цифровой информации. Они имеются различной емкости,
от пяти и до шестидесяти гигабайт. У меня, к примеру, NIXVUE Digital
Album lite емкостью в 30 гигабайт. И мне хватает для огромного
количества материала и экономит массу времени и нервов. Сейчас он стоит
около трехсот долларов. Мужно купить с экраном, а можно и без него, в зависимости от Вашего бюджета.
Но если у Вас есть свой компьютер, то зачем тратить
лишние деньги, когда дома все сделаете сами. Отвечая на второй вопрос, скажу так: уменьшать - это не
увеличивать. Качество теряется только при увеличении файла. Эту аксиому
нужно всегда помнить и уж если увеличивать, то необходимо изучить эту
операцию и делать ее грамотно.
- Роман Иванович, спасибо за Ваши отличные фотографии, я
просто поражен.
Подскажите, пожалуйста, обязательно ли нужно ли при покупке фотоаппарата
выбирать ту, где больше разрешение, или если я не собираюсь печатать
фотографии во всю стенду, достаточно остановиться на средней цифре? Какие Ваши рекомендации по выбору хороших мыльниц или
"умных мыльниц"?
-Лучше выбирать камеры с разрешением не менее 6 мегов.
Все равно когда нибудь Вам захочется
увеличить свою работу, а разрешения не хватит - вот будет обидно. Вообще в
фототехнике, как и во всем, нужно стремиться к профессиональным критериям.
Сегодня нет денег, завтра появятся, сегодня получилось не очень, но если
долго мучиться - обязательно получится. Я вовсе не иронизирую. Поймите меня
правильно: вы вступаете на путь тернистый и порой совершенно
безрезультатный. И все теперь зависит от Вашего взгляда на жизнь. Один без
фотоаппарата прожил всю жизнь и ничего не потерял. А другому без
него - сплошная дискомфортность. А насчет мыльниц... Мне думается, в скором
это понятие окончательно умрет. Потому что каждый месяц нам с Вами
подбрасывают все новые и новые открытия в мире цифровой техники. Но сейчас уже эдак
долларов за пятьсот можно приобрести вполне достойную Ваших устремлений и
опыта камеру. Нужно
рассматривать конкретно.
А посетителям Superski.ru я желаю удачи, прежде всего творческой, и огромного терпения.
Я с радостью отвечу на Ваши вопросы и поделюсь опытом.
От редактора:
Уважаемые читатели! Мы планируем продолжить беседы с Романом Денисовым.
Вы можете задавать свои вопросы Фотографу в форуме
или присылать их на e-mail.
В материале использованы фотографии Романа Денисова.
Ссылки по теме:
Мастер-класс Романа Денисова, часть 1
Фотографии Романа Денисова, часть 3 ( Австрия, Капрун, 2004)
Выставка Романа Денисова